WMlink.ru - рекламный брокер

Ча́ндра Мо́хан Раджни́ш (хинди चन्द्र मोहन रजनीश, 11 декабря 1931 — 19 января 1990) с начала семидесятых более известен как Бхагва́н Шри Раджни́ш (хинди भगवान श्री रजनीश) и позднее как О́шо (хинди ओशो) — известный индийский гуру и мистик, не принадлежавший ни к одной из известных религиозных традиций. Проповедовал собственное учение, декларировавшее целью свободную и счастливую жизнь человека. Разработал множество новых систем медитации, связанных с музыкой, шутками, движением, дыханием, которые эффективны при современном ритме жизни. Учение Ошо не ограничивается религиозными рамками. Оно охватывает многие сферы человеческой жизни и деятельности, включая науку, политику, право, историю, психологию, медицину, проблемы демографии, экологии, общественного устройства, интимных отношений и др. Ошо вёл борьбу с предрассудками, устаревшей моралью, ложными ценностями общества, бюрократическим государством, бюрократизированной религией (клерикализмом), бездуховностью семейного уклада и прочим. Выступал за научный подход для решения проблем, стоящих перед обществом. Беседы Ошо, записанные в период с 1969 по 1989 год, собраны и изданы последователями в виде нескольких сотен книг. Основатель системы ашрамов во многих странах[источник?]. Во время пребывания в США основал международное поселение Раджнишпурам. Во многих странах последователей Ошо относят к деструктивным сектам

Биография

Родился Чандра Мохан Джеин (хинди चन्द्र मोहन जैन) 11 декабря 1931 года в маленькой деревне Кучваде (на территории современного штата Мадхья-Прадеш, центральная Индия) в джайнской семье торговца тканями. Первые семь лет воспитывался в семье родителей матери. По словам Ошо, духовное просветление снизошло на него при медитации 21 марта 1953 в парке Бханвартал (Джабалпур) «Это было подобно взрыву. Той ночью я стал пустым, а потом наполнился. Я прекратил быть и стал самим бытием. Той ночью я погиб и родился заново. Но тот, кто родился, не имел ничего общего с тем, кто умер. Не было никакой связи. На вид я не изменился, но между мной прежним и мной новым не было ничего общего. Гибнущий гибнет до конца, от него ничего не остаётся». В 1957 году он с отличием закончил Саугарский университет, получив степень магистра философских наук. Ошо преподавал философию сначала в Райпурском санскритском колледже, а в 1966 году получил должность профессора философии в Джабалпурском университете.[5][6] В 1960-х годах под именем Ачарья Раджниш (хинди आचार्य ачарья — учитель, Раджниш — имя[7], данное ему в семье[8]) путешествовал по Индии, его лекции о самых известных мистиках востока собирали многотысячные аудитории. В 1962 году он начал проводить 3-10-дневные медитационные лагеря. В 1966 году оставил преподавательскую деятельность в университете и целиком посвятил время работе с духовными искателями, которые приезжали к нему со всей Индии. В 1969 году группа его друзей организовала фонд для поддержки его работы. Фонд снимает помещение в Мумбаи, где Чандра Мохан проводит ежедневные даршаны и принимает посетителей. 28 сентября 1970 года он начал инициировать учеников (нео-саньясины или просто саньясины). При инициации саньясины получали новое имя, до сентября 1985 года они носили оранжевую или красную одежду, мала (ожерелье) со 108 бусинами и портретом Ошо. В 1974 году в Пуне основан ашрам, духовным лидером которого является Ошо. В этот период были разработаны новые медитационные техники — динамическая медитация (1970), медитации кундалини и натарадж.

Пребывание в США (1981—1985)

Весной 1981 года, после долгой болезни, Ошо перешёл в период молчания. По рекомендации врачей в июне этого года его отвезли на лечение в США, так как он страдал, в частности, диабетом и астмой[9]. Последователи Ошо купили за 5,75 миллионов долларов США ранчо Big Muddy площадью в 64 тыс. акров в Центральном Орегоне, на территории которого было основано поселение Раджнишпурам (ныне пригород г. Антелоупа). В августе Ошо переехал в Раджнишпурам, где жил в трейлере в статусе гостя коммуны. За четыре года, когда Ошо жил там, популярность Раджнишпурама росла. Так, на фестиваль в 1983 году приехало около 3000 человек, а в 1987 — около 7000 человек из Европы, Азии, Южной Америки и Австралии. В городе появилась школа, почта, пожарное и полицейское управления и транспортная система из 85 автобусов. В это же время обострились противоречия с местными властями относительно разрешений на строительство[10], а также в связи с призывами к насилию со стороны жителей коммуны[11]. Они усиливались в связи с заявлениями секретаря и пресс-секретаря Ошо Ма Ананд Шилы. Сам Ошо до 1984 года продолжал пребывать в молчании и был практически изолирован от жизни коммуны. Управление коммуны переняла Шила. Внутри коммуны также усиливались внутренние противоречия. Многие последователи Ошо, не согласные с режимом, установленным Шилой, покинули её[11]. Столкнувшись с трудностями, правление коммуны во главе с Шилой использовало и уголовные методы[11]. Так, в 1984 году в еду нескольких ресторанов соседнего городка Далласа были добавлены сальмонеллы для проверки, можно ли повлиять на результаты предстоящих выборов путём снижения числа людей, имеющих право голоса[12]. По приказу Шилы были также отравлены личный врач Ошо и два сотрудника орегонских ведомств. Врач[13] и один из сотрудников[14] тяжело заболели, однако в конце концов поправились. После того, как в сентябре 1985 года Шила и её команда в спешном порядке покинули коммуну, Ошо созвал пресс-конференцию, на которой сообщил информацию об их преступлениях и попросил прокуратуру инициировать расследование[15]. В результате расследования Шила и многие её сотрудники были задержаны, а позже — осуждены[16]. Несмотря на то, что сам Ошо не участвовал в преступной деятельности[17], его репутации (особенно на Западе) был нанесён значительный урон[18]. 23 октября 1985 года федеральный суд присяжных на закрытом заседании рассмотрел обвинительное заключение против Ошо в связи с нарушениями иммиграционного законодательства[19]. 28 октября 1985 года после перелёта в Северную Каролину Ошо был задержан без ордера на арест (на этот момент обвинение ещё не было официально предъявлено); мотивом задержания была названа попытка Ошо покинуть США. По этой же причине Ошо отказали в праве выхода под залог. По совету своих адвокатов Ошо подписал Alford plea — документ, согласно которому обвиняемый не признаёт себя виновным, однако соглашается с тем, что существуют доказательства, достаточные для его осуждения. В результате Ошо был условно осуждён и депортирован из США[17][20]. В ноябре 1987 года Ошо заявил, что в течение 12 дней, которые он пробыл в тюрьмах США, он подвергался радиационному облучению от матраца, на котором он спал и был отравлен таллием[21].

Пуна (1987—1990)

К концу 1987 года через ворота «Osho Commune International» в Пуне ежедневно проходят тысячи саньясинов и посетителей. Ошо проводит ежедневные даршаны, но его здоровье неуклонно ухудшается. В беседах он часто повторяет, что не может оставаться со своими людьми ещё долгое время, и советует слушателям уделять основное внимание медитации. «Когда я перестану приходить, моё отсутствие подчеркнёт вашу собственную реальность. Прежде у неё не было такой возможности проявиться. Это очень хорошо, что вы останетесь наедине с собой, потому что ваше паломничество не начнётся, пока вы не осознаете, кто вы и где. Впереди очень важные дни, и помните, ваша реальность — это всё то, что вы постигаете сами. Все формы медитации, которые я дал, не требуют обязательного моего присутствия. Есть ли я рядом, или нет — никакой разницы. Всё зависит только от вас. Для медитации нужно ваше присутствие, а не моё. Есть лишь одна религиозность — Религиозность любви. Есть лишь одна истина — истина радости, жизни и счастья. Вся эта планета Земля едина, всё человечество — единое целое. Мы — частички друг друга». 6 октября 1989 года Ошо выбирает внутренний круг — эта группа состоит из двадцати одного ближайшего ученика, на которых возложена ответственность административного управления и решения некоторых практических вопросов в менеджменте коммуны. В июне-июле основан саньясинский университет. Он состоит из множества факультетов, охватывающих различные семинары и групповые программы. 17 января состояние здоровья Ошо значительно ухудшилось. Ошо появится на вечернем собрании только для того, чтобы поприветствовать собравшихся. Когда он вошёл в зал, было заметно, что передвигаться ему чрезвычайно тяжело. 19 января 1990 года Ошо умер. Он отказался от предложений врачей провести срочное медицинское вмешательство. Ошо сказал им: «Вселенная сама отмеряет свой срок», закрыл глаза и умер. Тело Ошо перенесли в зал, где прошло массовое собрание, а затем кремация, как это и принято на Востоке. Через два дня пепел, оставшийся от тела Ошо, перенесли в зал Чжуан-цзы — в ту самую комнату, которая должна была стать его новой спальней. Часть пепла перенесена также в Непал, в ашрам Ошо-Тапобан. Над пеплом поместили табличку со словами, которые за несколько месяцев до того надиктовал сам Ошо: ОШО. Никогда не рождался, никогда не умирал, только гостил на этой планете Земля с 11 декабря 1931 по 19 января 1990 года.

Учение Ошо

В изложении взглядов Бхагавана Шри Раджниша об истинной природе человека и методах обращения к ней следует быть очень бдительными и осознанными; «Я не пришёл учить вас, я пришёл разбудить вас». Ошо не писал книг, а своё учение передавал в виде бесед, всякий раз обращённых к конкретной аудитории или даже к конкретному человеку. Неудивительно, что при подобной — контекстной — подаче часть материала всякий раз оказывалась оформлена по-новому, а в некоторых беседах можно обнаружить значительное отличие от прежде сказанного — например, одному человеку Ошо мог сказать: «Мир статичен», а другому — «Мир постоянно меняется!». Таким образом он пытался привести человека в «точку равновесия», чтобы он не был однобоким, всегда находился в поиске. Многих людей ставят в тупик противоречия в беседах Ошо. Вот что говорит он по этому поводу: «Мои друзья удивляются: „Вчера ты говорил одно, а сегодня — другое. Чего же нам слушаться?“ Я могу понять их недоумение. Они ухватились только за слова. Разговоры не представляют для меня никакой ценности, только пустоты между произносимыми мной словами — вот что ценно. Вчера я распахнул двери к моей пустоте при помощи одних слов, сегодня я открываю их, прибегая к другим словам. Та пустота, которая проявляется между словами, — вот что для меня важно. Двери могут быть деревянными, золотыми, серебряными; может, их украсили узорами из листьев и цветов. Будут они простыми или орнаментированными — все это не имеет значения. Лишь открытая дверь, то пустое пространство имеет значение. Для меня слова — лишь инструмент, помогающий открыть пустоту». Ошо о Радости Пение, пляска — это, несомненно, язык радости, но можно выучить язык, не узнав радости. Этим и занимается все человечество: люди учатся только жестам, пустым жестам. «В чём причина твоей радости, Учитель?» Этот вопрос Ошо разъясняет так: «У радости нет причины, у радости не может быть причины. Если у радости есть причина, это вообще не радость; радость может быть только беспричинной, необусловленной. Есть причина у болезни, но у здоровья?.. Здоровье естественно. Спросите доктора: „Почему я здоров?“ — он не ответит. Он может ответить на вопрос: „Почему я болен?“ — ибо у болезни есть причина. Он может диагностировать эту причину, определить, почему вы больны, но никто не может найти причину, по которой человек здоров. Здоровье естественно, здоровье — это то, как должно быть. Болезнь — это то, как не должно быть. Болезнь означает, что что-то не так. Когда все в порядке, человек здоров. Когда все сонастроено, человек здоров, тут нет никакой причины».

Ошо-движение

Раджниш совершенно неодобрительно относился к любым объединениям, в том числе и религиозным, и неоднократно предостерегал своих последователей от создания организаций по типу «следования»; он рекомендовал, в случае своей смерти, незамедлительно отправиться на поиски «живого Мастера». Однако это предписание не было выполнено, и после ухода Мастера «новая саньяса» организовала множество ошо-центров по всему миру; наиболее известным из них является «медитационный курорт» в Пуне, Индия. В центрах проводятся групповые медитации — разработанные как Раджнишем, так и его учениками. Ошо-движение имеет тесную генетическую связь с движением Сахаджа-йога

Последователи Ошо в России

С началом перестройки были переведены и изданы многие книги Ошо на русском языке. В настоящее время существуют десятки небольших групп учеников Ошо в различных городах России и СНГ

Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz