WMlink.ru - рекламный брокер

Гео́ргий Ива́нович Гурджи́ев 9 января 1872, Александрополь, Российская империя — 29 октября 1949, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — философ-мистик, композитор и путешественник (отец — малоазийский грек , мать — армянка) первой половины XX века. «Гурджи» или «Гюрджи» — так персы называли, а остальной исламский мир и до сих пор называет грузин, и следовательно, фамилию Гурджиев можно перевести как Грузинский или Грузинов. Фамилию Гюрджиев или Гюрджян носят многие греки, переселившиеся из Грузии и других областей по ту сторону гор Кавказа на территорию Армении. По сей день существует обширная колония греков в районе озера Цалка (юг Грузии). Согласно Гурджиеву, его родной отец и его духовный отец — настоятель собора — зародили в нем жажду познания жизненного процесса на Земле, и в особенности цели человеческой жизни. Его работа была посвящена саморазвитию человека, росту его сознания и бытия в повседневной жизни. Также уделял большое внимание физическому развитию человека, отчего был прозван, а в последние годы жизни и представлялся «учитель танцев». Характеризовал свое учение как «эзотерическое христианство»[1] Двоюродный брат Сергея Дмитриевича Меркурова, советского скульптора-монументалиста.

Биография

Гурджиев рано заинтересовался «сверхъестественными феноменами» и начал свои путешествия по различным странам Азии и Африки, где пытался найти ответы на интересовавшие его вопросы. Среди стран, которые он, с его слов, посетил — Египет, Турция, Афганистан, разные местности на Ближнем Востоке и в Туркестане, включая священный город мусульман Мекку. Эти путешествия часто принимали форму экспедиций, которые Гурджиев организовывал с другими членами якобы созданного ими общества «Искатели истины». В своих путешествиях Гурджиев изучал различные духовные традиции (в числе которых суфизм, буддизм и восточное христианство), собирал отрывки древних знаний, иногда даже «прибегая к археологическим раскопкам», а также фольклор (в частности, танцы и музыку) посещаемых им стран.

Четвёртый путь

Продолжая начатую ещё в молодости карьеру «Учителя теософии» [популярного течения неомистицизма начала XX века], в 1912-13 гг. он приехал в Москву, где сумел собрать вокруг себя небольшую группу учеников. В 1915 году произошла его судьбоносная встреча с другим искателем эзотерических истин — П. Д. Успенским, 37-летним философом и журналистом, известным автором ряда работ по мистицизму и тоже путешественником. Альянс с последним увеличил численность и качественность московской группы и породил группу в Санкт-Петербурге. Успенский и его круг столичных интеллектуалов, заинтересовавшихся познаниями Гурджиева, своими наводящими вопросами и полемизирующими суждениями способствовали «сортировке и приведению к системности» разностороннего опыта изысканий последнего. Более того, новый сподвижник, имевший самостоятельный многолетний опыт взаимодействия с эзотерическими школами и литературой, за короткое время сумел не только выделить и осмыслить свежие оригинальные идеи Восточных Учений, в числе прочих мелькавших в изложении Гурджиева (в самой разношёрстной терминологии, на религиозном и «маго-оккультном» наречии), но и адаптировать их к европейскому менталитету, переведя их на язык, понятный Западной психологической культуре. Именно поэтому их плодотворное сотрудничество, приведшее к формированию конгломерата своеобразных концепций и практик, получило название «Учение Гурджиева-Успенского» или «Четвёртый путь». В нём не скрывалось, что «ЧП» — лишь подготовительные фрагменты всё ещё глубоко сокрытого эзотерического Пути.

Институт гармоничного развития человека

Гурджиев несколько раз пытался основать «Институт гармоничного развития человека» — сначала в Тифлисе (Тбилиси) — 1919, затем в Константинополе (Стамбул) — 1920, из групп, переданных ему Успенским. Его попытка сделать это в Германии провалилась из-за конфликта с властями. Тогда, вслед за Успенским, он попробовал перебраться в Великобританию. Однако тамошние власти не разрешили въезд в страну его приверженцам. В итоге, на собранные английскими группами Успенского средства, в 1922 г. Гурджиевым был куплен замок в поместье Приэре, около Фонтенбло под Парижем. Там и был основан «Институт», в котором преподавались уже не сложные идеи и принципы «Четвёртого пути» (даже само это название Гурджиев оставил Успенскому), а куда более урезанный, упрощённый и намеренно-экзотический (для романтического Парижа) «Путь хитреца» или «Айда-йога».

Священные Движения

В Приэре организовывались публичные лекции и демонстрации «Священных Движений» — танцев и упражнений, разработанных Гурджиевым, на основе народных и храмовых танцев, которые он изучал во время своих путешествий по Азии. Эти вечера были хорошо известны французской экзальтированной публике. Большинство учеников Гурджиева (не бесплатно) оставалось жить и работать в Приерэ. Хотя некоторых из них (в основном, эмигрировавших с ним из России) Гурджиев всё же поддерживал материально. Несколько раз он приезжал с визитами к группам своих учеников в США, также организовывая там публичные лекции и представления своих «Движений».

Разрыв с П. Д. Успенским

Январь 1924 года — время, когда жизненные пути Гурджиева и Успенского разошлись; это дало возможность некоторым последователям Гурджиева причислить Успенского к «отступникам» и даже «рядовым ученикам», что конечно же не соответствовало действительности. Ибо Успенский оказался чуть ли не единственным сподвижником Гурджиева, способным противостоять суровой воле последнего и отстоять свою английскую группу и право самостоятельной Работы (носившей не волевой (как у Гурджиева), а психологический характер). Группы же остальных 3-х главных помощников и учеников Гурджиева позже подверглись жёсткой и бескомпромисной реформации, от которой так и не смогли оправиться, потеряв свой прежний стиль и руководство. В июле 1924 года, спустя всего полгода после разрыва с Успенским, Гурджиев попал в автомобильную аварию, в которой чуть не лишился жизни. После этого Приерэ становится более закрытым, хотя многие ученики Гурджиева остаются там или продолжают его регулярно посещать.

«Все и вся»

Во время этого периода Гурджиев начал работу над своими книгами — «Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми» и «Жизнь реальна только тогда, когда Я есть». Кроме того, совместно с композитором Томасом де Гартманом в этот период было создано около 150 коротких музыкальных произведений для фортепиано, часто основанных на мелодиях народов Азии, а также музыка для «Священных Движений». Институт в Приерэ был закрыт в 1932 году, после этого Гурджиев жил в Париже, продолжая время от времени посещать США, где после его предыдущих приездов некто Ораж — бывший владелец английского журнала «Нью-Эйдж» вёл группы его учеников в Нью-Йорке и Чикаго. После закрытия Приерэ Гурджиев продолжал работу с учениками, организовывая встречи в городских кафе или у себя дома. Его деятельность явно сократилась, но не прекращалась даже во время гитлеровской оккупации Парижа.

После Второй мировой войны

После окончания Второй мировой войны Гурджиев собрал в Париже учеников групп, образовавшихся на основе его Системы, в частности, учеников уже умершего П. Д. Успенского. Среди последних — философ и математик Джон Беннетт, автор фундаментального труда «Драматическая вселенная», в котором сделана попытка развития концепций Гурджиева на языке европейской философии. В последний год жизни Гурджиев дал своим ученикам указания о публикации двух своих книг («Все и вся», «Встречи с замечательными людьми») и переправленной ему рукописи П. Д. Успенского «В поисках чудесного: отрывки неизвестного Учения», которую счел весьма оригинальной версией изложения своих лекций, прочитанных в 1915-17 гг. в России. Сам Гурджиев умер в американском госпитале в Нёйи-сюр-Сен, 29 октября 1949 г.

Наследие

После смерти Гурджиева его ученица Жанна де Зальцманн, которой он доверил распространение его «Работы», попыталась объединить учеников различных групп, что положило начало организации, известной как Фонд Гурджиева (Gurdjieff Foundation — название в США, фактически — объединение гурджиевских групп в различных городах, в Европе та же организация известна как Gurdjieff Society, «Гурджиевское общество»). Также активным распространением идей Гурджиева занимались Джон Г. Беннетт и некоторые другие бывшие ученики П. Д. Успенского: Морис Николл, Родни Коллин и Лорд Пэнтланд. Лорд Пэнтланд стал президентом Гурджиевского Фонда, основанного в 1953 году в Нью-Йорке, и возглавлял его до своей смерти в 1984 году. Среди известных учеников Гурджиева были: Памела Трэверс, автор детской книги о Мэри Поппинс, французский поэт Рене Домаль, английская писательница Кэтрин Мэнсфилд и американский художник Пол Рейнард, Джейн Хип — американский издатель, активный участник модернизма. Уже после смерти Гурджиева у его учеников обучались известные музыканты Кейт Джарретт и Роберт Фрипп. В настоящее время гурджиевские группы (связанные с Фондом Гурджиева, линией Беннетта или независимыми учениками Гурджиева, а также самостоятельно организуемые последователями его учения) действуют во многих городах мира. Учение Гурджиева—Успенского сравнивают со многими традиционными учениями, среди них — тибетский буддизм, суфизм, восточные ветви христианства. Кроме того, отмечают связи с мистическими традициями Междуречья и Египта. Метафизику и онтологию этого учения пытались связать со многими духовными традициями, в частности, с христианством (Б. Муравьёв) и с суфизмом (Идрис Шах). Даже официальные учёные-этнографы не обошли его стороной; в современном «Философском словаре» они говорят о смеси элементов йоги, тантризма, дзен-буддизма и суфизма. Но что это было на самом деле — до сих пор так и остаётся загадкой.[2]. Лейтмотив идей Гурджиева: существенная деградация человека, особенно за последние несколько веков; и в этом он, полностью совпадая со многими мистическими Учениями, звучит весьма своеобразно, порой даже излишне. И это одна из многих причин, именно претензия на «эзотерическое христианство», по которой Русская православная церковь относит Гуджиева к «оккультным магам» и остерегает своих приверженцев от изучения его трудов. Сам Гурджиев никогда не скрывал что понять его учение до конца невозможно, и никто из его близких приверженцев не претендовал на это. Главная идея учителя - разбудить спящую мысль и ощущение истинной реальности в человеке . Опасаясь, что последователи быстро утонут в абстракциях вместо реальных практик , он решил сделать ставку на исскусство (магические танцы) и создание "коммун", где единомышленники могли помогать друг другу осознать себя. Очень ценный, хотя и краткий материал отрывков его лекций своим "студентам" свидетельствует о простоте его языка , тяготеющей скорей к Наср-эд-Дину или Эзопу . Наиболее чёткое изложение ранних гурджиевских идей мы находим в книге П.Д. Успенского "В поисках чудесного" где автор успешно систематизирует его космологические, алхимические, энергетические и другие концепции. Позже, в своих книгах, Гурджиев избирает подходящие для его идей стили письма, больше склоняясь к повествованию, метафоре и личному обращению к читателю, которого он нередко "водит за нос", дабы читатель постигал писания не логикой, как у Успенского, а интуицией. В последней , недописанной, книге "ЖИЗНЬ РЕАЛЬНА только когда Я ЕСТЬ " Гурджиев не скрывает своего разочарования по поводу неудач своей миссии и нарочито подчёркивает, что основные тайны и секреты он унесёт с собой. Завесу этих тайн могут приподнять только мемуары его приближённых , с кем он занимался лично; но опубликовывать их пока никто не торопится. Также исполняется и слушается музыка, написанная Гурджиевым в соавторстве с примкнувшими к его учению композиторами, в основном для Священных танцев. В книгах Успенского и самого Гурджиева излагаются принципы музыкальной "алхимии", которые всё ещё ждут своего развития.

Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz